Home > Бизнес > Мировая Экономика > Малое и среднее предпринимательство в мировой экономике

Малое и среднее предпринимательство в мировой экономике

Малое и среднее предпринимательство (МСП) признано важной частью мировой экономики и ее хозяйственной структуры, повышающей гибкость, адаптивность, укрепляющей стабильность за счет привлечения новых рабочих рук. Растущее значение малых и средних предприятий в промышленном развитии, экспорте и особенно занятости наглядно подтверждают показатели доли рабочей силы несельскохозяйственных МСП>

Китай - 84.3%,

Гонконг – 63,0%,

Индонезия – 79,2%,

Республика Корея -78,5%,

Мексика – 58,5%,

Филиппины – 32,0%,

Тайвань – 68,6%,

Таиланд – 73.8%.

Среднегодовые темпы роста занятости в МСП существенно обгоняют частный сектор (6% против 3,4% на период 1990-2020 гг.). Это – часть процесса примитивизации экономик, который усилился в мировом хозяйстве за счет бывших центрально-азиатских республик СССР, расширив ареалы примитивных форм производства и занятости.

Но налицо и контр тенденция. В 90-х гг. типичным стало возрастающее использование ТНК малых форм предпринимательства для расширения своих производственных и сбытовых сетей. Такое «втягивание» малых предприятий (МП) определяется, прежде всего, масштабами их распространения.

Малый бизнес выступает своего рода антиподом ориентации на стандартизованное крупномасштабное производство, которое, безусловно, сыграло свою роль в 50-70-х гг., создав в развитых государствах основу их благосостояния.

Решающую роль в переоценке МП сыграли сдвиги в социально-экономической структуре развитых стран, смена ориентации в потребительских настроениях, мотивация труда. Начал формироваться дифференцированный «точечный спрос». Индивидуализация потребления изменила принципы сервисного обслуживания, обусловила появление гибких небольших подразделений, способных быстро откликаться на запросы потребителей. Таким образом, сформировались новые потребности. Изначально одна из самых сильных сторон малого предприятия, особенно в сфере услуг, а именно, личное общение с клиентом создать ситуацию доверия, общения и, в конечном счете, навязать товар, услугу (китайская пословица: «Не умеешь улыбаться – не заводи лавку»), превратилась в умение. Характерен термин, связанный со штучным производством, – «массовая индивидуализация»: комбинация высокого технического уровня и маркетинга, учитывающего (и опережающего) спрос небольших групп населения.

Частичная модернизация, позволившая встроить МП в мировые хозяйственные структуры, а главное, быстро меняющийся потребительский спрос породили новый принцип производства и продаж, названый кастомизацией (customization). Его смысл – ориентация производителя на всемерное удовлетворение покупательских запросов, постоянное «ублажение» потребителя, его «своеобразную привязку к производителю».

Малые хозяйственные формы становятся если не вполне равноправным, то признаваемым полезным партнером в связке «крупное – мелкое». По мере того, как малый бизнес становится более современным, исчезает его противостояние крупному предпринимательству, он превращается во взаимодействующий с другими элемент экономической среды. В 90-х гг. МСП начали экспортировать свои готовые товары. Так, для обувной промышленности Италии фурнитуру поставляют МП Китая, Индии, Вьетнама. Такая увязка помогает повысить интегрированность экономики, избежать сегментации рынков труда, капиталов и товаров. Но все это возможно при государственных инвестициях в инфраструктуру, соблюдении контрактных отношений между крупными и мелкими фирмами.

Малый бизнес зависит, прежде всего, от государственной поддержки, хотя неправильно понимать ее буквально как поддержку, ориентированную чуть ли не на каждое предприятие. Речь идет в первую очередь о создании соответствующего климата для МП. Государство и крупные предприятия прокладывают в экономическом плане путь к модернизации мелких предприятий, поскольку последние не способны самостоятельно вписаться в современное экономическое пространство.

Трудности МСП в развивающихся странах усугубляются слабыми навыками их взаимопомощи, они плохо скоординированы в отличие от аналогичных предприятий в развитых странах (имеющих собственные организации, банки, сложившиеся системы кооперирования), где государство сыграло в 60-70-е гг. огромную созидательную роль и продолжает ее играть в настоящее время (достаточно упомянуть региональные программы развития ЕС), создав современную инфраструктуру. В третьем мире эти задачи решены далеко не везде и в лучшем случае только намечены.

Так что рост числа МП и их формы прямо зависят от промышленной политики в целом: малые предприятия тесно связаны с крупными, что помогло обновлению МП. Правительства новых индустриальных стран сумели создать конкурентные начала в экономике, несмотря на сильные позиции крупных национальных конгломератов. Последних удалось заставить следовать жесткой линии на обязательное привлечение по субконтрактам МСП для производства компонентов и запасных частей. Тесное вертикальное сотрудничество МП с крупными предприятиями на основе передачи технологий по долгосрочным соглашениям формируется в Индии: например, машиностроительный завод «Марути» постоянно взаимодействует с 45 мелкими поставщиками; группа «Тата» закупает компоненты для своих производств у 800 мелких фирм. Субконтракты признаны самой распространенной формой кооперации малого и крупного производства, одним из условий участия в глобализации.

Достижение МП «критической массы» в национальной экономике может стать одним из факторов самоподдерживающегося роста. Такое направление развития особенно важно для переходных экономик, страдающих от последствий хозяйственного гигантизма и слабости горизонтальных производственных связей.

Подняться наверх : Предыдущая



Hosted by uCoz