Home > Бизнес > Мировая Экономика > Экономика США 1970-1980 гг. и экономическая программа Р. Рейгана

Экономика США 1970-1980 гг. и экономическая программа Р. Рейгана

В послевоенный период можно выделить следующие периоды развития, отличающиеся характером применяемых технологий, целями государственного регулирования экономики и положением США в мировом хозяйстве.

Первый период - время после второй мировой войны до конца 50-х годов. Основное его содержание - переориентация экономики США на гражданские нужды, восстановление и расширение потребительского спроса, развертывание программ антикризисного государственного регулирования. На международной арене США обладали абсолютным экономическим превосходством и всемерно содействовали восстановлению стран Западной Европы в рамках плана Маршалла, активно наращивая вывоз ссудного и предпринимательского капитала в эти страны.

Второй период начался с кризиса 1957-1958 гг. и завершился кризисом 1973-1975 гг. Для него характерны расширение поточного производства, ориентированного на выпуск стандартной продукции для массового потребителя, а также бурное развитие НТП в этом направлении. В государственном регулировании экономики господствовали представители кейнсианства. Произошли крупные перемены в позиции США в мировом хозяйстве: страны Западной Европы и Япония становятся активными конкурентами для США не только на мировых рынках, но и на собственном, внутреннем США. Кроме того, наряду с долларом статус международных расчетных и резервных валют приобретают (хотя и в скромной мере) немецкая марка, японская иена и ряд других валют.

На протяжении 70-80-х годов динамика многих важных показателей, характеризующих международные экономические позиции США, была отрицательной. Доля США в совокупном ВВП стран - членов ОЭСР упала с 42,3% в J961 г. до,38,7% в 1984 г.; доля в промышленном производстве развитых стран понизилась с 39,5% в 1960 г. до 36,7% в 1983 г.; в мировом экспорте - сократилась с 18,2% в 1960 г. до 12,4% в 1980 г.

В 1985 г. из крупнейшего кредитора США превратились в "страну-должника", когда дефицит платежного баланса за 1984 г. почти вчетверо превысил уровень чистых активов. Замедление темпов экономического роста в стране привело к тому, что в 1980 г. уровень ВНП на душу населения здесь был ниже, чем в ФРГ, Англии и Франции, и лишь на 15% превышал японский.

Относительное ослабление экономических позиций США в тот период обусловлено действием ряда факторов. Первый фактор - низкий уровень нормы накопления капитала внутри страны по сравнению с ее конкурентами, что обусловило медленное обновление основного капитала и снижение темпов роста производительности труда.

Другой важный фактор - сокращение "технологического разрыва" между США и конкурентами, наблюдавшееся в 60-70-е годы, а в некоторых областях продолжавшееся и в 80-х годах.

Хотя США по абсолютным размерам затрат в середине 80-х годов все еще направляли на НИОКР больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония вместе взятые, однако их доля в обшей сумме расходов крупнейших стран - членов ОЭСР продолжала сокращаться (с 70% в 1969 г. до менее 50% в 80-х годах). На сокращение "технологического разрыва" указывало и сближение США с другими развитыми странами по числу научных работников, а также по изменениям в сфере патентования новой техники и технологии.

Наконец, фактором ухудшения экономических позиций США послужило их длительное отставание от других развитых стран по темпам роста производительности труда. В 1960-1982 гг. ее среднегодовые темпы в обрабатывающей промышленности были в 3,5 раза ниже, чем в Японии, и вдвое ниже, чем в ФРГ, во Франции, в Италии и Голландии.

Третий период начался с конца 70-х годов. Рост мировых цен на сырье подтолкнул экономику страны к переходу на новые технологии, в результате чего ее экономическое развитие стало в большой мере ориентироваться на мировую экономическую систему. Существенно возросла роль денежной политики в регулировании экономики. В 80-е годы основной стратегической целью стало восстановление экономической и стратегической мощи США.

Следует отметить, что "рейганомика" явилась лишь одним из вариантов неоконсервативной политики, которая на протяжении 80-90-х годов применялась во всех развитых странах и получила название "консервативной волны". Неоконсерватизм, возникший как реакция на ухудшение условий капиталистического воспроизводства, выдвинул на первый план задачи рационализации производства, его структурной и технологической перестройки, усиления интернационализации капитала.

В конце 70-х годов действовавшая до этого в США система регулирования привела к замедлению экономического роста, нарастанию бремени госаппарата, увеличению налогообложения, торможению роста конкурентоспособности американских товаров. Это привело к тому, что кейнсианство уступило место "новой" либеральной концепции монетаризма, которая выдвигала требования ослабления прямого вмешательства государства в экономику и переходу к Широкой государственной поддержке частного предпринимательства и рынка.

Монетаристская теория американского экономиста М. Фридмена стала основой экономической программы президента Р. Рейгана. Она носила название "Новое начало для Америки. Программа экономического возрождения" и включала следующие основные пункты: налоговую реформу, реформу амортизации, антиинфляционную кредитно-денежную политику, реформу дерегулирования экономики США.

Сущность данной экономической программы сводилась к следующим положениям:

  • существенному ограничению роста расходов федерального правительства (прежде всего гражданских, т.е. направляемых на социальные программы);
  • значительному снижению ставок подоходного налога и предоставлению корпорациям крупных налоговых льгот, направленных на стимулирование производственных капиталовложений и соответственно экономического роста;
  • ослаблению государственной регламентации предпринимательской деятельности (сокращение числа правил, форм отчетности, требований к производственной и рыночной деятельности, обязательных к выполнению, по охране окружающей среды и т.д.);
  • проведению Федеральной резервной системой (ФРС) ограничительной кредитно-денежной политики, направленной на ослабление инфляции.

В результате проведения курса Р. Рейгана были достигнуты стабильный экономический рост реального ВНП (на 3-4% в год до 1988 г.) и снижение уровней инфляции и безработицы (с 9,4 и 7,6% в 1981 г. до 3,7 и 5,5% в 1988 г. соответственно). Хозяйственный подъем проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом НТР. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали ежегодно в среднем на 13%. Объем личного потребления на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых более чем на 17 млн. человек.

Однако за эти успехи пришлось заплатить огромным бюджетным дефицитом, который побил все рекорды послевоенной истории как в абсолютном, так и в относительном (применительно к ВВП) измерении, а также серьезным ухудшением внешнеэкономических позиций США. Первый в отдельные годы превышал 200 млрд. долл., второе проявилось в отрицательном сальдо платежного баланса по текущим операциям, которое выросло с 5 млрд. долл. в 1981 г. до 127,1 в 1988 г. Еще более снизился показатель ВНП на душу населения. Уже 10 стран опережали США по этому показателю. Упала средняя заработная плата: в 1990 г. часовая оплата равнялась 14,8 долл. против 17,9 долл. в Дании, 21,5 - в ФРГ и 21,9 - в Швеции.

Подняться наверх : Предыдущая : Далее



Hosted by uCoz