Home > Бизнес > Мировая Экономика > Мифы японской экономики

Мифы японской экономики

На Западе утверждают, что высокая конкурентоспособность Японии связана прежде всего с низкой заработной платой рабочих и служащих. Этот тезис был справедлив в известной мере в 50- 60-х годах, но теперь он ничего не объясняет. Известно, что средний уровень оплаты труда в Японии отнюдь не ниже среднего уровня, достигнутого в Западной Европе, и не намного ниже, чем в США. Главное в другом - в стимулировании высокой производительности труда, что и ведет к снижению издержек производства. Например, японская автомобильная фирма "Тойота", имевшая всего 45 тыс. занятых, увеличила объем производства за 10 лет практически вдвое. Ни одна американская автомобильная фирма этого сделать не смогла. Не удивительно, что доля затрат на заработную плату в издержках производства японского производителя оказалась ниже, чем у американского, независимо от уровня оплаты труда.

Японские корпорации не конкурируют на внутреннем рынке между собой. На деле накал межотраслевой и особенно внутриотраслевой конкуренции на японском внутреннем рынке очень высок. Идет жесточайшая борьба между производителями прежде всего на внутреннем рынке. Фирмы, столь сильные в конкуренции на мировом рынке, оттачивают свои зубы в конкуренции прежде всего внутри страны. Кто силен в экспорте, имеет большую долю продаж и на внутреннем рынке. По мнению японских экономистов, высокий уровень конкурентной борьбы является важнейшим фактором, определяющим высокий уровень качества и конкурентоспособности японских изделий.

Для Японии характерен сильный государственный контроль над промышленностью. На деле такого контроля нет, да и быть не может. Промышленные фирмы здесь самостоятельны в принятии решений, выборе производимых изделий и рынков сбыта. Однако они вынуждены считаться с принятыми в стране формами и методами регулирования их хозяйственной деятельности, носящими не директивный, а индикативный характер. Обычно меры государственного регулирования направлены на повышение научно-технического уровня производства и его конкурентоспособности. В других развитых капиталистических странах вмешательство государства в экономику порой сильнее, чем в Японии. Имея в виду, в частности, США, японские экономисты всегда отмечают особую роль Пентагона и ВПК в целом в американской экономике. И тем не менее сказанное не означает, что в Японии нет элементов чрезмерного государственного вмешательства в экономику.

Японские компании меньше заботятся о прибылях. Это ложное утверждение связано с несколько иным подходом японского бизнеса к проблеме прибыльности и рентабельности, чем принятый в других промышленно развитых странах. Японские фирмы в отличие от американских и западноевропейских стремятся не к краткосрочной прибыли, а к получению высокой усредненной прибыли в течение более продолжительного периода, в который могут войти и годы с убыточным результатом. Убыток фирмы обычно компенсируют займами. Не случайно удельный вес долга в сумме финансовых ресурсов у японского бизнеса заметно больше, чем у американского. Более тесно переплетены интересы промышленного и банковского капиталов, к которым примыкают и интересы правительственных ведомств. В США и Западной Европе противоречия между бизнесом и государством, бизнесом и профсоюзами выражены более рельефно и отчетливо, чем в Японии. Это тоже национальная особенность японского капитализма.

Японская индустрия непобедима. Этот миф также широко распространен на Западе. Однако, по оценкам японских экономистов, лишь примерно 50% всей продукции Японии успешно выдерживает конкуренцию со стандартами мирового рынка. Это прежде всего продукция трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, особенно в части сборки. Что же касается других отраслей и секторов хозяйства этой страны, то как по уровню производительности труда, так и по техническому уровню производства они, как правило, существенно отстают от США и стран Западной Европы. В первую очередь это относится к сельскому хозяйству, пищевой, бумажной, цементной, химической, алюминиевой, добывающей, фармацевтической, авиационной, а также к другим отраслям промышленности. То же касается и большинства отраслей сферы услуг.

Помимо сказанного, для Японии характерны так называемые врожденные слабости: прежде всего определенные перекосы в структуре экономики, сравнительная узость внутреннего рынка, развитие которого хронически отстает от роста производства, в результате чего постоянно усиливается зависимость страны от внешнего рынка. Кроме того, ее еще больше усугубляют отсутствие собственной сырьевой и энергетической базы, недостаточно высокое развитие сельского хозяйства и растущий импорт продовольствия. Это и низкокачественный жилой фонд, слабая развитость социальной инфраструктуры вообще (коммунальное хозяйство, зоны отдыха), социальной поддержки со стороны государства (пенсии, пособия, здравоохранение), продолжительный рабочий день и весьма короткий оплачиваемый отпуск.

В связи с не комплексностью структуры экономики и растущей зависимостью от внешнего рынка Япония отличается довольно невысокими показателями социального благополучия, которые наряду с заработной платой входят в понятие "уровень и качество жизни". Низок размер пенсий по старости, постоянно растет число разводов, обращений в полицию, преступность (особенно детская). Япония занимает едва ли не первое место в мире по числу самоубийств.

Огромная скученность населения и недостаток рекреационных зон также являются отличительными чертами Японии. В этом контексте особую роль играет жилищная проблема. Дело не только в том, что жилая площадь в расчете на одного человека по японским традициям крайне мала, а качество самих строений и внутренней планировки существенно уступает уровню, типичному для США и стран Западной Европы. Оборудование японских жилищ намного хуже оборудования жилищ в странах Запада.

Таким образом, японская экономика обладает как сильными, так и слабыми сторонами. Тем не менее ранее отсталая страна сумела за короткий исторический срок подняться до второго места в мире по экономической мощи, что не может не заставить нас серьезно и внимательно отнестись к изучению ее реального опыта.

Подняться наверх : Предыдущая : Далее



Hosted by uCoz