Home > Бизнес > Мировая Экономика > Программы правительства В. Черномырдина

Программы правительства В. Черномырдина

С приходом к руководству российским правительством В. Черномырдина в декабре 1992 г. во всем мире были связаны опасения полного прекращения экономических реформ в России. К этому побуждали его заявления о готовности бороться с инфляцией "немонетарными методами", о недопущении впредь "шоковой терапии" и выделении низкопроцентного кредита топливно-энергетическому комплексу в размере 200 млрд. руб. Он даже подписал постановление о прямом контроле над ценами на ряд товаров, которое через две недели отменил. Однако и 1993, и 1994, и последующие годы показали, что Черномырдин не отошел от эволюционистской практики умеренно реформаторского курса второй половины 1992 г. и, по существу, ввел страну в состояние застоя реформ, не отступая назад. В 1997 г. с приходом в правительство молодых реформаторов реформы стали проводиться более последовательно и активно. Но в марте 1998 г. правительство Черномырдина ушло в отставку из-за неспособности к радикальным реформам, а в августе случился дефолт из-за слабости и непоследовательности самих реформаторов.

После же апрельского референдума о доверии Президенту позиции правительства укрепились, и оно ожесточило свою кредитно-финансовую политику, темпы инфляции стали снижаться. Но этот антиинфляционный курс вновь подвергся критике оппозиции после парламентских выборов в декабре 1993 г., и правительство опять смягчило свою экономическую политику, уступив требованиям директоров крупных государственных предприятий, прежде всего ВПК и агропромышленного комплекса.

Проект бюджета на 1994 г. вызвал бурю в Государственной Думе. Последняя требовала увеличения кредитов и субсидий производству, социальной защиты населения. Правительство вновь отступило, запустив печатный станок. Цены и бюджетный дефицит опять поползли вверх. Подобное маятниковое движение, свидетельствующее о непоследовательности и нерешительности курса, продолжалось вплоть до 1997 г. Более того, из-за высокой инфляции падение производства в 1994 г. оказалось более глубоким, чем в 1993 г.

Так же как и правительство Е. Гайдара, правительство В. Черномырдина приняло ряд программ экономических реформ. В 1993 г. оно разработало и приняло программу "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" на 1993-1995 гг. Летом 1994 г. появилась новая программа. В ней содержался тезис об уже начавшейся стабилизации российской экономики. Провозглашались цели возобновления экономического роста, снижение уровня инфляции до 3-5% в месяц к концу 1995 г., сокращение бюджетного дефицита до 5-6% ВНП и т. д. Конечно, эти цели в указанные сроки достигнуты не были. Лишь в 1997-1998 гг. ситуация стала улучшаться. В 1998 г. появилась новая правительственная программа, казалось, с более реалистичными целями.

По мнению разработчиков этих программ, для их реализации необходимо было продолжать умеренноограничительную финансово-кредитную политику. Основными ее элементами являются:
сокращение дотаций и льгот, военных расходов;
налоговая реформа; переключение расходов государства с поддержки старых и бесперспективных производств на стимулирование роста частного сектора.

На словах все правильно. Однако на деле в 1993-1997 гг. экономическая политика правительства Черномырдина не отличалась последовательностью и не принесла ожидаемых результатов. Прежде всего не была достигнута макроэкономическая стабилизация, валютной бирже 11 октября 1994 г.

В этот день Министерство финансов продало Центральному банку около 450 млн. долл. по курсу около 4000 руб. за доллар, выручив тем самым около 2 трлн. руб. Все это говорит о том, что правительство было даже заинтересовано в дестабилизации валютного и финансового рынков. Во всяком случае, оно явно стимулировало финансовый крах многих коммерческих банков для финансирования бюджетного дефицита и погашения своей задолженности предприятиям. Все это нанесло серьезный ущерб не только коммерческим банкам, но и значительной части населения страны.

Не оправдались и другие программные цели правительства Черномырдина. Разработанные программы намечали прекращение спада производства уже в 1993 г. При этом локомотивом экономического оживления признавалась инвестиционная сфера, где темпы роста капиталовложений в 1993 и 1994 гг. ожидались на уровне 10% ежегодно. На деле же они все время снижались. Не оправдались прогнозы и в отношении уровней инфляции и размеров бюджетного дефицита.

Более того, правительство Черномырдина вместо того, чтобы всячески содействовать рыночным преобразованиям в стране, приняло ряд антирыночных мер. Так, оно ужесточило правила экспорта и импорта ряда товаров, нарушив требования свободной торговли, приняло антилиберальные документы по регулированию рынка ценных бумаг.

Несмотря на проведенную либерализацию цен и дерегулирование деятельности предприятий (еще при Гайдаре), ряд важных отраслей народного хозяйства сохраняют прежний статус, не переходят на рыночные рельсы, что явно не соответствует программам и интересам рыночной трансформации. Так, справедливо считается, что самой богатой и прибыльной сферой экономической деятельности в России является топливно-энергетический комплекс. Но именно эта "золотая жила" не либерализована и не разукрупнена до сих пор. Более того, эта курица, несущая золотые яйца, получает огромные субсидии и льготы со стороны государства и находится под его прямым бюрократическим управлением. Бизнес не отделен от государства, что недопустимо для зрелой рыночной экономики.

Главным условием успеха является достижение политического примирения, прекращения политических баталий и амбициозных выпадов во имя достижения национальной цели, которую следует сделать знаменем нашего развития. На этом пути, кстати, достигнуты нужные результаты. Исполнительная (Правительство) и законодательная (Государственная Дума) власти, похоже, начали сотрудничать, и уже нет той непримиримости и враждебности в их отношениях, которые наблюдались еще совсем недавно. Думские коммунисты явно дрейфуют в сторону социал-демократизма, и Президент и премьер-министр, Е. Примаков, учитывают в своих действиях перипетии политического расклада в Государственной Думе.

Второе условие состоит в принятии системы законов, создающих реальную правовую основу для защиты частной собственности, предпринимательства, ликвидации преступности в стране, развития рыночных отношений, продолжения демократизации страны. Этот блок законов должен стать фундаментом правового гражданского общества, ради которого, по существу, и стоит проводить экономические реформы.

Третье условие успеха - принятие главного приоритета в политике, каковым является экономика, экономические реформы. Подчинить политику интересам экономики, жизни людей - вот что нужно сделать в преддверии завершения XX в.

Четвертое условие успеха заключается в придании предстоящим реформам надлежащей морально-нравственной основы, выражающейся прежде всего в соблюдении важнейших прав человека, в частности права на жизнь, на труд, на безбедное существование, на качественное образование и раскрытие потенций личности, права быть свободным от криминального диктата, наконец, в оздоровлении морального климата в отношениях государственных чиновников и бизнеса.

При сохранении уже принятой общей стратегии экономических реформ, ориентированной прежде всего на борьбу с инфляцией и обеспечение финансовой стабильности, необходимо внести в нее Переживаемый нами временной период - это период не только трансформации, но и первоначального накопления. Всегда и везде он был довольно грязным и грабительским. Но через него надо пройти и, очистившись, двинуться широким шагом вперед - к зрелому рынку и гражданскому обществу. Хотим мы того или не хотим, но мы уже живем в рыночной экономике. И ее надо совершенствовать.

Вопросы дальнейшего развития экономических реформ в стране, перехода экономики на рельсы, ведущие к зрелому и цивилизованному рынку, являются предметом острейшей внутриполитической борьбы и в наши дни. Оппозиционное большинство Государственной Думы, возглавляемое фракцией КПРФ, стремится заблокировать реальные рыночные преобразования и повернуть развитие вспять. Для этого вынашиваются законы о национализации уже приватизированной собственности и возврате к планированию.

В начале 1998 г. во фракции КПРФ был подготовлен и разослан в комитеты Думы проект закона "О государственном плане восстановления экономики и улучшения положения населения (до 2000 г.) и программе социально-экономического развития России (до 2005 г.)". В нем содержится поэтапная схема движения страны назад, - в частности, речь идет о создании особого сектора в экономике, базирующегося на сохранении убыточных и ныне часто простаивающих предприятий, которые поступят на содержание государства. Будут созданы "островки социализма" в рыночной среде. Ясно, что все это не отвечает главным тенденциям и перспективам мирового развития.

Силы оппозиции реальным рыночным реформам сегодня, однако, не столь сильны и сплоченны, как раньше. КПРФ испытывает раскол во внутренних рядах и острую критику со стороны еще более консервативных политических течений ("Трудовая Россия" и др.), явно дрейфует в сторону социал-демократизма. В партии ощущаются теоретическая и идеологическая аморфность и рыхлость. Нет ярких и влиятельных харизматических лидеров.

Подняться наверх : Предыдущая



Hosted by uCoz