Home > Бизнес > Мировая Экономика > Основные формы передачи технологий

Основные формы передачи технологий

Международный технологический обмен в экономической литературе трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле этот термин означает обмен любых научно-технических знаний и производственного опыта. В данной работе термин «международный обмен технологиями» используется в узком смысле как передача научно-технический знаний, относящихся к конкретным производственным процессам и находящих там практическое применение.

Далее, международный обмен технологиями может происходить как по некоммерческим, так и по коммерческим каналам. Наиболее распространенными некоммерческими формами передачи технологий являются публикации по научно-технической тематике, конференции специалистов, выставки и ярмарки, обучение студентов и т. д. Поскольку значение многих из названных форм в распространении технологий сравнительно невелико, в данной работе они не будут рассматриваться. Объектом нашего анализа являются важнейшие рыночные формы международного обмена технологиями.

Основной формой международной передачи технологий является лицензионная торговля, которая осуществляется на основе лицензионных соглашений. При заключении лицензионного соглашения (licensing agreement) собственник передает права на нематериальные активы покупателю на определенный срок и за известную плату. Объектом лицензионного соглашения могут быть патенты, изобретения, формулы, процессы, конструкции, схемы, торговые марки, франшизы, программы и т. д. При этом соглашение обычно обязывает лицензиара (продавца технологии) предоставить техническую информацию и помощь, а лицензиата (покупателя) – использовать полученные права.

В зависимости от объема прав, предоставляемых лицензионным соглашением покупателю и продавцу, различают простую, исключительную и полную лицензии. Простая лицензия оставляет за продавцом право предоставлять аналогичные лицензии третьей стороне. Исключительная лицензия предоставляет покупателю монопольное право на использование данной технологии, а продавец в этом случае не может ни самостоятельно использовать запатентованную технологию, ни передавать ее третьим лицам на данной территории. В случае полной лицензии продавец полностью лишается права использовать объект лицензии.

Передавая права, фирма-продавец в большей или меньшей степени утрачивает контроль над новой технологией. В связи с этим возникает ряд потенциальных проблем, которые должны быть учтены при составлении лицензионного соглашения. В их числе условия, при которых контракт может быть прерван или приостановлен, если стороны не выполняют установленных требований, а также проверки качества, территориальная область применения новшества. Как показывает практика без точной фиксации подобных условий возможны конфликтные ситуации, когда, например, низкое качество изделия, производимого в одной стране, будет подрывать репутацию аналогичного изделия, выпускаемого в других странах, затруднять его сбыт.

Особо следует выделить проблему конфиденциальности, которая возникает в связи с тем, что ценность многих технических новинок снижается, если информация о них становится доступной. Поэтому условие сохранения в тайне конфиденциальной информации традиционно является непременным пунктом лицензионного соглашения.

Права на активы передаются за определенную плату. Условия и размер выплат вознаграждения лицензиару за использование предмета соглашения лицензиатом могут быть различными и определяются в ходе переговоров заинтересованных сторон по каждому контракту в отдельности. На размер вознаграждения влияют такие факторы, как достоинства новой технологии и ее ценность для лицензиата, способ применения лицензии, особенности законодательства и уровень конкуренции, умение вести переговоры. Каждая из сторон определяет для себя верхний и нижний пределы цены, а реальная цена контракта определяется в результате переговоров. Возможность и необходимость торговаться друг с другом определяются тем, что ни одна из сторон не знает предельной цены своего партнера и строит свои расчеты на ожиданиях.

Поскольку основной поток новых технологий идет из развитых стран в развивающиеся, правительства последних иногда вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая верхний предел цены по лицензионному соглашению.

Как уже отмечалось, многие технологии продаются лицензиаром контролируемым организациям — зарубежным филиалам многонациональных компаний или их дочерним фирмам. Последние, выступая в роли юридически самостоятельного лица, обеспечивают защиту интеллектуальной собственности, когда владение становится долевым, а также позволяют избегать ограничений по размерам платежей или валюте.

Однако и в этом случае проблема ценообразования является сложной и противоречивой. С одной стороны, многонациональные компании критикуют за то, что путем таких продаж они объявляют свои прибыли в странах с низкими налоговыми ставками. С другой стороны, сами развивающиеся страны, где уровень налогообложения невысок, часто утверждают прямо противоположное: по их мнению, многонациональные фирмы искусственно приуменьшают свои прибыли с тем, чтобы, например, переместить свои средства в страны с более надежной валютой. Поэтому государственный контроль за ценообразованием при продаже технических новинок многонациональных компаний контролируемым или филиалам усиливается как в стране базирования, так и в принимающей стране.

Вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом за использование новой технологии, может осуществляться по-разному. Чаще всего это вознаграждение выплачивается в ww роялти (royalty), т. е. периодических отчислений (обычно поквартально или годовыми взносами), установленных в процентах от фактически полученной прибыли или объема продаж при коммерческом использовании лицензии. Для того чтобы лицензиар не сомневался в правильности определения суммы вознаграждения, платежные документы сопровождаются согласованными данными бухгалтерского учета.

Ставки роялти могут колебаться в довольно широких пределах в зависимости от того, что принято в количестве базы для расчета вознаграждения. В ряде случаев используются гибкие ставки роялти в зависимости от продолжительности лицензионного соглашения, объемов производства, рыночной цены и других факторов.

Применение роялти предполагает тесное сотрудничество лицензиара и лицензиата, создает обоюдную заинтересованность в эффективном использовании объекта лицензии. Однако сумма вознаграждения в виде роялти может колебаться, иногда довольно значительно.

В отличие от роялти паушальный платеж представляет собой единовременное вознаграждение, сумма которого твердо зафиксирована в контракте. Иногда паушальные платежи осуществляются путем разбивки на несколько выплат в соответствии с этапами практической реализации лицензии — после подписания лицензионного соглашения, завершения поставок оборудования, предоставления ноу-хау и т. д. Но в любом случае паушальные платежи устанавливаются заранее на основе экспертных оценок возможного экономического эффекта и ожидаемой прибыли.

К такой форме расчетов партнеров подталкивают разнообразные факторы: неуверенность в возможности осуществления периодических переводов за границу, желание избежать контроля продавца за последующим использованием технологии, плохое знание положения дел у партнера, связанность технологии с конкретным набором оборудования и т. д. При этом. как свидетельствует практика, сумма паушального платежа, как правило, оказывается меньше суммы вознаграждения, если бы последнее осуществлялось по условиям роялти.

Наряду с названными видами расчетов по лицензионному соглашению, иногда практикуется получение вознаграждения в виде участия в прибыли или участия в собственности. В первом случае продавцу отчисляется определенный процент прибыли от коммерческого применения технологии, во втором — продавец получает вознаграждение в виде части акций фирмы, использующей новую технологию.

Многие страны мира и разнообразные товары втянуты во франчайзинг, который представляет собой контракт на передачу торговой марки. Продавец (франшизер) не только передает покупателю (франшизе) право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса. Эта помощь выражается в оказании технических услуг, подготовке кадров и повышении их квалификации, управлении предприятием за определенную плату и т. д.

По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции.

История франчайзинга восходит к XIX веку и связана с США, где около трети оборота розничной торговли представляет собой франчайзинг. Число таких фирм в США растет довольно быстро, и наряду с американскими фирмами франчайзингом занимаются иностранные фирмы. Сфера их деятельности — ресторанный бизнес, продукты питания, продажа автомобилей, бензоколонки, разлив безалкогольных напитков и т. д.

Франчайзинг быстро распространяется по всему миру. Широкое применение находит следующий способ проникновения франшизера в другую страну: в качестве главной франшизы выбирается местная фирма, которой передаются права по использованию торговой марки.

В ряде случаев за рубежом открывается несколько торговых точек, которые выполняют рекламные функции, привлекая местных потенциальных покупателей. Примером может служить компания «Макдоналдс». работающая в 109 странах мира и только в 1997 г. открывшая 2110 новых ресторанов. Чистый доход этой компании в 1997 г. вырос на 8% и достиг 1642.,5 млн дол., а объем международных продаж — 33 638,3 млн дол.

Проникновение этой компании на российский рынок началось с открытия первого ресторана на Пушкинской площади в Москве. Сейчас в различных городах России функционируют 29 ресторанов, 19 из которых — в Москве. Инвестиции «Макдоналдс» в Россию на конец 1997 г. составили 180 млн дол., а сумма налоговых отчислений в федеральный и местный бюджеты — 250 млн дол. В 1998 г. компания намерена открыть в России 25 новых ресторанов, а к 2000 году довести их число до 100.

Быстрое распространение франчайзинга по всему миру не означает, что этот вид бизнеса не создает никаких проблем и трудностей. Замечено, в частности, что за рубежом фирмы-франшизеры сталкиваются со следующей дилеммой: с одной стороны, высокая стандартизация продукции уменьшает ее привлекательность для иностранцев, с другой же стороны, чем выше уровень учета местных условий, тем меньше потребность во франшизах.

Так, ошеломительный успех первого ресторана «Макдоналдс». открытого в 1990 г., связан, на наш взгляд, с готовностью отечественных предпринимателей и потребителей в то время охотно воспринимать западные нововведения. Однако вкусы и предпочтения потребителей со временем изменяются. Поэтому новые рестораны этой компании не в состоянии повторить бешеный успех первого.

Важной формой международной передачи технологий является инжиниринг (engineering), который охватывает широкую совокупность видов технической деятельности, направленную на повышение эффективности зарубежных инвестиций, минимизацию затрат по реализации проектов различного назначения. Он включает в себя разнообразные услуги, в которых нуждается покупатель при приобретении, монтаже, освоении и эксплуатации новой техники. ^

В рамках инжиниринга могут предоставляться услуги, прежде всего, по подготовке нового производства. В их число входят составление технико-экономического обоснования проекта, разработка генеральных планов и чертежей, управление и надзор за строительством, приемо-сдаточные работы. После окончания строительства нового объекта и сдачи его в эксплуатацию инжиниринг сводится к оказанию услуг по организации процесса производства и управлению предприятием. Иногда он распространяется на сферу сбыта выпускаемой продукции.

Формы оплаты услуг инжиниринг могут быть различными. Это может быть повременная оплата труда инженеров-консультантов, возмещение фактически понесенных затрат плюс известное вознаграждение, оплата в процентах от стоимости строительства объекта.

Контракты «под ключ» (turnkey projects) как форма международной передачи технологий предполагают заключение соглашения на строительство объекта, который после его полной готовности к эксплуатации передается заказчику. Такие проекты обычно реализуют крупные строительные фирмы и фирмы-изготовители промышленного оборудования, между которыми поделены соответствующие рынки.

Стоимость контрактов «под ключ» нередко измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов. Масштабность подобных контрактов объясняется особой значимостью создаваемых объектов для стран, где они возводятся, необходимостью создания инфраструктуры нередко в малоосвоенных районах, крупным жилищным строительстве, завозом больших групп рабочих. Генеральный подрядчик привлекает для реализации проектов «под ключ» большое количество мелких фирм в качестве субподрядчиков. При этом им оказывается помощь при жестком контроле качества работ и продукции.

При такой форме международной передачи технологий заказчик получает полностью готовый к эксплуатации объект, не испытывая трудностей с освоением новой техники. Импортное оборудование и технологические процессы на таком объекте «обкатаны», они на практике доказали свою надежность и перспективность. Вся ответственность за строительство и ввод объекта в эксплуатацию возложена на одно юридическое лицо. Поэтому подобные объекты возводятся очень быстро и в сжатые сроки приступают к выпуску конкурентоспособной продукции.

Практически единственной проблемой для заказчика является высокая цена. Стоимость реализации объектов «под ключ», как правило, существенно выше по сравнению со строительством подобного объекта собственными силами. Что же касается фирмы-подрядчика, то осуществление таких объектов для них тоже выгодно, о чем свидетельствует конкурентная борьба, сопровождающая получение заказов такого рода. Если фирма-подрядчик не является монополистом в данной области технологически применимых знаний, а производственный процесс известен другим фирмам, то число конкурентов, добивающихся заключения контракта бывает довольно значительным. Однако, как показывает практика, реализуя проекты «под ключ», фирма-подрядчик иногда собственными руками создает себе будущего конкурента.

В роли подрядчика выступают не только крупные фирмы развитых стран мира. В последние годы большую активность в осуществлении ряда проектов проявляют фирмы из Турции, Индии, Южной Кореи. Они более конкурентоспособны в сравнении с фирмами развитых стран в реализации строительных проектов, требующих использования дешевой рабочей силы.

Платежи по проектам «под ключ» обычно осуществляются поэтапно, по мере выполнения работ. Общепринятой является следующая разбивка платежей: первоначальный платеж составляет 10-25% от стоимости контракта, 50-65% выплачивается в ходе выполнения работ, а окончательный расчет проводится после сдачи объекта в эксплуатацию.

Определенные трудности, как показывает практика, возникают на этапе окончательного расчета за сданный объект. Эти трудности связаны с инфляционным обесценением денег за период строительства объекта или чрезмерными претензиями заказчика. Поэтому при заключении контракта этим обстоятельствам уделяется обычно особое внимание, чтобы избежать конфликтов в будущем.

Контракты на управление (management contracts) являются специфической формой международной передачи технологий, суть которой состоит в том, что фирма одной страны направляет своих менеджеров в зарубежную фирму для выполнения управленческих функций на определенный срок и за известную плату.

Необходимость в заключении контрактов на управление порождается рядом ситуаций в международном бизнесе. Прежде всего, необходимость в приглашении иностранных специалистов в области управления возникает в случае, когда существует настоятельная потребность добиться существенного повышения эффективности функционирования действующего предприятия, а местные управленцы не в состоянии справиться с решением данной задачи. В этом случае иностранные менеджеры и специалисты, как показывает опыт, способны быстро и действенно оказать необходимую помощь, достичь желаемого результата.

Далее, заключение контрактов на управление иногда связано с осуществлением прямых зарубежных инвестиций. Когда за рубежом создается новый промышленный объект или реконструируется действующее предприятие, от фирмы-поставщика нового технологического оборудования требуют оказания помощи в виде управленческих услуг.

И, наконец, контракты на управление иногда заключаются в том случае, когда иностранные инвестиции национализируются, а бывшему владельцу предлагают продолжить управление предприятием до тех пор, пока местный персонал будет способен справиться с этой работой.

Срок контрактов на управление обычно составляет от 3 до 5 лет, а оплата иностранных менеджеров определяется либо в фиксированной сумме, либо зависит от объема производства.

С помощью всех рассмотренных видов деятельности (лицензионные соглашения, франчайзинг, инжиниринг, контракты «под ключ» и пр.) фирмы одной страны получают доступ к технологии и управлению, созданным в других странах. Поэтому международная передача технологий способствует повышению конкурентоспособности фирм на внутреннем и мировом рынках. Чем более совершенен рыночный механизм передачи технологий, тем более эффективно распределение этого фактора производства в обществе и тем большую выгоду получает как продавец, так и покупатель технологически применимого знания.

Однако на путях международного перемещения технологий, равно как и других факторов производства, существует немало барьеров и ограничений. Рынки технологий отличаются высокой степенью государственного вмешательства. Каждая страна стремится ограничить сферу распространения новейших технологий национальными рамками, осознавая, что монопольное владение такими технологиями создает конкурентные преимущества на мировом рынке.

Ограничивая методами государственной политики экспорт новых технологий, страны, ставшие научно-техническими лидерами, стремятся сохранить свое относительное преимущество перед другими странами в производстве технологически емкой продукции. Однако проведение такой политики сопряжено с большими расходами на поддержание патентов и лицензий, оплату высококвалифицированного труда специалистов.

К тому же распространение технологий, как показывает опыт, можно задержать на какое-то время, но невозможно остановить вовсе. Стремление государства возвести явные или скрытые ограничения на вывоз технологий инспирируется в ряде случаев соображениями национальной безопасности, политическими и идеологическими мотивами.

Подняться наверх : Далее

Hosted by uCoz