Home > Бизнес > Мировая Экономика > Экономический курс правительства в 1992-1996 гг. |
Экономический курс правительства в 1992-1996 гг.В конце 80-х годов, после шестилетнего подъема, наступил период резкого замедления темпов роста экономики, который составил около 1% в год против 3,8 в среднем за 1982-1988 гг. Кроме того, американская экономика стала испытывать определенные перегрузки в связи с обслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы последнего подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населения, государства и корпораций составляла около двух объемов ВНП. Острейшими экономическими проблемами начала 90-х стали дефицит государственного бюджета (почти 290 млрд. долл.) и растущий государственный долг (около 4 трлн. долл.). Это привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению части заемщиков с рынка ссудных капиталов и к другим негативным последствиям. Таким образом, проведя в жизнь основные реформистские идеи неоконсерватизма, правительство Р. Рейгана, а затем и Дж. Буша почти полностью исчерпали его возможности. Особенно ярко это проявилось в значительном понижении удельного веса налогового комплекса в экономике, что очень сильно ослабило стабилизационные возможности федерального бюджета. Победа представителя демократической партии Б. Клинтона на президентских выборах 1992 г. фактически означала конец консервативной волны и переход к более взвешенной макро-экономической политике. Экономический курс правительства Б. Клинтона был направлен на оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса. Во главу угла был поставлен пересмотр всего комплекса консервативной бюджетной политики республиканских администраций. В сфере госбюджета это означало кардинальный разрыв с подходами предшественников и прямое признание позитивной роли государственного макроинструментария (хотя о "классическом" кейнсианском стимулировании совокупного спроса через увеличение бюджетных расходов почти не говорилось). 17 февраля 1993 г. президент объявил о своей экономической программе, а весной и летом того же года она была одобрена конгрессом. В программе выделялись три части. Первая, стимулирующая компонента, имела целью преодоление спада. Вторая представляла собой комплекс мер для увеличения государственных вложений в основной капитал страны и должна была дать толчок модернизации экономики. Третья была направлена на сокращение государственного дефицита и создание, таким образом, более благоприятных условий для кредитования американской экономики. Уже с осени 1993 г. начал проявляться экономический подъем. Темпы прироста ВНП составили 3,5-4,5%. Однако некоторое время экономический рост шел довольно вяло. Сохранение застойных явлений в большинстве отраслей материального производства было следствием почти четырехлетней депрессии (1989-1992 гг.), которая, однако, не привела к полнокровному кризису и глубокому спаду производства. Тем не менее продолжительный период замедленного экономического роста выполнил свойственную кризису "очистительную" функцию, освободив экономику США от балласта. Кроме того, к 1992 г. в основном завершился острый кредитно-финансовый кризис, который был связан с накоплением корпоративной и потребительской задолженности в период подъема 80-х годов, с глубоким кризисом на рынке недвижимости и серьезным ухудшением положения банков и других финансовых учреждений. Сокращение числа проблемных банков и сосредоточение большей части финансовых активов в банках устойчивых и надежных привели в 1993 г. к росту их чистого дохода и нормы прибыли. Это позволило банкам облегчить стандартные условия получения кредитов, расширив доступ к ним населения, а также мелких и средних предпринимателей. Новому хозяйственному подъему способствовало замедление инфляционных процессов. Прирост оптовых цен на готовую продукцию понизился с 5% в начале 90-х годов до 1,2% в 1992-1993 гг., потребительских цен - соответственно с 5,4% до 2,8-3,0%. Произошли существенные изменения в соотношении основных компонентов спроса, стимулирующих экономический рост. Особенно усилилась роль инвестиций в активные элементы основного капитала, прежде всего в средства электронной техники и связи. Почти половина инвестиций направлялась на закупку компьютеров (против 10-12% в конце 70-х годов). На обновление парка электронной техники направлялось до 1/4 инвестиций. Этому способствовало быстрое снижение цен (в среднем на 10-15% в год) на компьютеры и телекоммуникационное оборудование. Значительно выросли и потребительские покупки товаров длительного пользования, прежде всего автомобилей и бытовой техники. Причем в разряд последней попал персональный компьютер. Доля населения в их продажах достигла 30% и продолжает повышаться. Сейчас домашний компьютер имеют уже более 32 млн. американский семей. Ежегодно на 40% возрастает количество пользователей радиотелефонами. Интенсивное обновление и расширение производственного аппарата на основе электроники, информатики и новейших средств связи сыграло ведущую роль в экономическом подъеме 90-х годов, предопределило его большую продолжительность. Произошли заметные подвижки и в производительности труда. Ее среднегодовой прирост в частом секторе экономики составил 2% (против 0,8% в 80-е годы). За счет роста производительности труда в 1993-1994 гг. обеспечивалось около 90% прироста ВВП против 75% в начале 60-х, когда наблюдались сходные темпы роста данного показателя. Особенностями экономического подъема 90-х годов являются:
Среди них можно выделить такие процессы, как структурная перестройка экономики и переход к более интенсивному типу производства, а также процессы интернационализации американской экономики, включение США в мирохозяйственные отношения. Последнее привело к тому, что среди факторов, влияющих на экономический рост, стал проявляться и такой, как слабый внешний спрос на американскую продукцию. Он связан с асинхронизацией мирового цикла и более поздним выходом других высокоразвитых стран из полосы экономического спада начала 90-х годов. Следствием структурной перестройки стало значительное возрастание удельного веса сферы услуг в ВВП и занятости, что привело к уменьшению уязвимости американской экономики к циклическим и конъюнктурным колебаниям. Структурные процессы проявились также в замедлении роста заработной платы, занятости и фонда оплаты труда, что, с одной стороны, весьма негативно отразилось на потребительском спросе, но, с другой, стало важным фактором ослабления инфляционного давления. В 1994 г. впервые за тридцать лет в США упали цены на одежду, а по многим другим товарам и услугам их повышение было наименьшим с начала 70-х годов. Важным фактором, сдерживающим общее повышение цен, стал импорт. Он рос значительно более высокими темпами, чем экспорт, что привело к ухудшению состояния внешнеторгового баланса и в конечном итоге, к понижению темпов прироста ВВП в 1994 г. на 1/4. Этому способствовали и внутренние факторы, среди которых выделялись рестриктивная государственная налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. В частности, Федеральная резервная система сократила объем банковских резервов, что привело к значительному росту ставок коммерческого кредита и отрицательно сказалось на потребительском спросе, особенно на товары длительного пользования. Однако уже в 1995 г. ФРС перешла от умеренно рестриктивной к умеренно стимулирующей денежно-кредитной политике. Экономический подъем, который затормозился в 1995 г., снова набрал темп. На его волне Б. Клинтон был переизбран на второй срок. По опросам, проведенным в день выборов, 33% избирателей отметили улучшение своего материального положения по сравнению с 1992 г., а почти 56% избирателей оценили положение в экономике как отличное или хорошее. |
Подняться наверх : Предыдущая : Далее |