Home > Бизнес > Мировая Экономика > Государственная научно-техническая и промышленная политика |
Государственная научно-техническая и промышленная политикаСреди приоритетов администрации Б. Клинтона (впрочем, как и всех его предшественников, начиная с 1945 г.) наряду с социальной политикой не менее важное место занимает государственная научно-техническая политика. При этом подчеркивается, что только американская наука и техника, опирающиеся на поддержку государства, смогут обеспечить США сейчас и в долгосрочной перспективе технологическое и экономическое лидерство в мире, а также конкурентоспособность американских товаров. Администрация Клинтона сформировала в обществе позитивное отношение к федеральной политике в сфере науки и технологий, значительно укрепила общественную убежденность в необходимости расширения инвестиций в эту сферу. Капиталовложения в НТП в официальных документах называют не иначе, как "инвестициями в будущее". Известно, что в настоящее время все развитые индустриальные страны отвечают за те или иные отрасли науки и промышленности в глобальном экономическом комплексе. При этом главным критерием ответственности является несомненный приоритет данной страны среди других государств в конкретной сфере деятельности, подразумевающий научно-техническую новизну и качество поставляемого на мировой рынок товара. Необходимо подчеркнуть, что, предлагая на мировой рынок продукт высокого качества, не имеющий аналогов, страна-лидер получает права монополиста и может диктовать цены, на которые вынуждены соглашаться другие участники международного разделения труда. За последние 20-25 лет США под влиянием стабильно возрастающей конкуренции со стороны других индустриально развитых стран значительно изменили "зону своей ответственности". В рамках разделения труда по критерию вовлеченности стран в различные стадии научно-технического цикла Соединенные Штаты занимают наиболее выгодные позиции. Они в большей степени чем остальные развитые страны вовлечены в начальные, бурно растущие и наиболее защищенные от конкуренции стадии вышеназванного цикла. Поскольку производимая в США высокотехнологичная продукция носит зачастую системообразующий и уникальный характер, американские фирмы получают эксклюзивную прибыль с каждой ступени расширения спроса, входящей в продуктовый цикл. США давно уже не являются "мировой кузницей", лидирующей в мировом производстве товаров. Однако им удалось выстроить такой механизм взаимодействия государства и бизнеса в сфере науки и техники, который позволяет им сохранять лидирующие позиции в мировом экономическом развитии. Основа промышленной политики США заключается прежде всего в обоснованном выборе приоритетов государственной поддержки, а также адекватных форм финансового стимулирования конкретных отраслей и производств. Государство постоянно отслеживает ситуацию в определяющих отраслях и секторах индустрии, имеющих общенациональное значение. Какие отрасли промышленности являются в тот или иной период ключевыми с точки зрения общенациональных интересов в конкретных сферах мирового производства - определяется тем, где у страны могут быть значительные преимущества по сравнению с другими участниками глобального разделения труда и где можно извлечь максимальную прибыль. Если еще 20 лет назад приоритетными отраслями промышленности считались автомобиле- и судостроение, качественная черная и цветная металлургия, производство персональных компьютеров класса Ай-Би-Эм, то сейчас указанные сферы больше не рассматриваются администрацией как основополагающие в шкале национальных интересов. Появились новые критические секторы и направления бизнеса в промышленности. Именно в отношении них выстраивается государственная научно-промышленная стратегия. Это особенно отчетливо просматривается в динамике расходов на эти цели в государственном бюджете. Каждое десятилетие расходы на НИОКР в Соединенных Штатах удваиваются. В 1996 г. они составили около 185 млрд. долл. На долю федерального правительства приходится более 1/3 всех расходов на НИОКР, в том числе свыше половины - на фундаментальные исследования. Фундаментальные достижения в области знаний официально признаны в качестве основы экономического роста. Согласно имеющимся оценкам, на 1 доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долларов роста ВВП. Среди гражданских НИОКР лидирует здравоохранение, невоенные космические программы, энергетика, окружающая среда, транспорт и сельское хозяйство. На долю США приходится около половины расходов на НИОКР стран ОЭСР и не менее трети общемировых затрат. Численность занятых в науке за последнюю четверть века увеличилась в США в два раза, а количество патентов на изобретения за это же время выросло вдвое. На долю американских авторов приходится примерно 1/3 всех научных публикаций в мире. Среди 425 лауреатов Нобелевской премии по химии, физике и медицине более 180 из Соединенных Штатов. Правда, среди них немало натурализованных американцев, т.е. иммигрантов. США всегда имели огромный резерв квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы из других стран. Самые продуктивные и мощные мозги они заимствовали из Европы, Индии, Китая, России. Главное дополнение, которое администрация Клинтона внесла в основы государственной научно-технической и военно-технической политики, - это демилитаризация НИОКР, радикальный отказ от прежних масштабов затрат на военные расходы и изменение общих пропорций расходов казны на военные и гражданские НИОКР. К концу 90-х годов доля невоенных научных исследований составила 80% всех расходов на НИОКР. В принятых Конгрессом в 1994-1996 гг. федеральных законах о технологиях двойного назначения определены приоритетные направления в научно-технической политике: разработка, совершенствование и развитие ЭВМ особо высокой мощности; развитие комплекса биологических наук, наук о структуре белковой и небелковой жизни, разработка методов биотехнологии и генной инженерии; создание новейших методов лечения заболеваний; повышение эффективности всего комплекса сельскохозяйственного производства; развитие военно-ориентированного комплекса НТП; развитие международной передачи технологий и участие в международном научном обмене. Американское правительство реализует научную политику тремя способами: финансирует государственные научно-исследовательские учреждения; предоставляет гранты ученым из университетов и бесприбыльных организаций; обеспечивает наиболее благоприятные условия частному сектору, вкладывающему деньги в научно-технические исследования и разработки. Важнейшим инструментом государственной поддержки науки и техники является Федеральная контрактная система. Роль федерального правительства сконцентрирована на активной поддержке развития перспективных технологий (технологий будущих поколений), несущих в себе будущее научно-технического и производственного потенциала страны. Особая задача государственного научно-технического комплекса по финансированию таких технологий и управлению государственными программами-заказами сводится к их поддержке на стадии доконкурентной разработки. Кроме того, для оказания материальной поддержки корпорациям - федеральным подрядчикам и частному сектору промышленности, которые осуществляют НИОКР, применяется весьма развитый экономико-правовой инструментарий. Он включает налоговые кредиты (т.е. право дополнительного списания затрат на НИОКР), льготное налогообложение для корпораций, а также ускоренную амортизацию их основных фондов. Так, им разрешается все текущие расходы на собственные НИОКР исключать из суммы годичной прибыли корпораций, подлежащей налогообложению. По подсчетам американских экономистов, в 1990-1995 гг. только за счет этих мер государственного стимулирования НТП и промышленного капитала фирмы - исполнители программы НИОКР ежегодно получали в общей сложности 20-25 млрд. долл., или 30-32% всех федеральных расходов на эти цели в промышленности Наконец, в рамках федеральной контрактной системы получение льгот открывает по закону доступ к государственным фондам, сырью, материалам, государственному оборудованию, возможность проведения реконструкции или перепланировки производства по государственным льготным ценам. И что не менее важно - доступ к федеральной интеллектуальной собственности: патентам, лицензиям, открытиям, изобретениям, ноу-хау - результатам предшествующих федеральных программ НИОКР. Комбинирование государственных и частных исследований и разработок обеспечивает экономический прогресс и определяет наиболее перспективные направления НТП. Частный бизнес выполняет 3/4 всех исследований и разработок в США. Он обеспечивает внедрение новейших научно-технологических достижений в конечные продукты и услуги - основу благосостояния нации. Частные фирмы - основной источник инноваций, в то время как государство - основной заказчик. Важнейшая миссия государства заключается в создании благоприятного экономического климата для привлечения частных инвестиций в НИОКР, эффективного использования технологий и внедрения инноваций фирмами и организациями. Таким образом, администрация Клинтона отвела науке новую роль в экономической деятельности государства: превращать государственную поддержку научных исследований и разработок в реальные экономические результаты, такие, как подъем производительности труда, эффективность и конкурентоспособность американской промышленности в борьбе за внешний рынок. |
Подняться наверх : Предыдущая : Далее |