Home > Бизнес > Мировая Экономика > Ваучеризация

Ваучеризация

Приватизация бывает не только большой и малой, но также народной, или массовой. Под народной понимается массовое акционирование, а также ваучеризация. Последняя являлась важным звеном в реализации многовекторного подхода Госкомимущества РФ к приватизации. Его специфика заключается в уравнительном распределении "по головам" одной и той же суммы государственной собственности: по 10 тыс. руб. в виде приватизационного чека, или ваучера, всем 150 млн. гражданам России. 150 млн. по 10 тыс. руб. дают 1,5 трлн. руб. в старых ценах. Если в малой и большой приватизации при акционировании или купле-продаже не может быть равенства в распределении государственной собственности, то здесь равенство при первичном распределении ваучеров полное. Каждый ваучер меняется на акцию приватизируемого предприятия. По существу, это популистская политическая мера, имевшая целью успокоить население, создать иллюзию равных стартовых возможностей при вхождении в рынок. Вместе с тем на деле экономически ваучеры все же способствовали созданию рыночного пространства и сформировали определенную часть инвестиционных ресурсов. Ваучеры были выпущены и пущены в оборот по следующим основным принципам:
- ваучер, или приватизационный чек, представляет собой государственную ценную бумагу на предъявителя и может стать объектом купли-продажи;
- все граждане России получают ваучеры одинакового номинального достоинства; - граждане имеют право продать ваучеры по рыночной стоимости либо приобрести на них акции предприятий или ценные бумаги инвестиционных фондов;
- государственные и коммерческие структуры получают возможность учреждать инвестиционные фонды, приобретающие ваучеры для размещения их в акции приватизируемых предприятий;
- инвестиционные фонды не могут приобретать более 10% ак-ций одного приватизируемого предприятия;
- до 80% акций приватизируемых предприятий поступает в обмен на ваучеры;
- приватизационные чеки используются в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно.

После своего появления 1 октября 1992 г. ваучер неоднократно изменял свою цену. Практически к середине 1993 г. она снизилась более чем в 2 раза в реальном выражении. Однако по мере расширения масштабов ваучеризации, предложения объектов приватизации к концу 1993 г; реальный курс ваучера практически сравнялся с номиналом. В 1993-1994 гг. ежемесячно проходило до 800 чековых аукционов во всех регионах страны. Более 70% акций реализовано за ваучеры.

К концу 1993 г. в России функционировало порядка 600 чековых инвестиционных фондов, заявленный ими уставный капитал приближался к 1 трлн руб. В среднем на каждый фонд приходилось около 46 тыс. ваучеров, а на долю трех крупнейших -16% их общего числа, равного 4 млн. Это - Первый ваучерный фонд, "Альфа-капитал" и "Московская недвижимость". Большая часть фондов была сосредоточена в Московском регионе - 96, в Санкт-Петербурге - 38, в Екатеринбурге - 20. Что касается фондов в российских регионах, то здесь лидировали "Вяткаинвестфонд" и "Саха-Инвест". Невысокой была концентрация фондов на севере и востоке России: от 1 до 6 фондов на регион. Если отбросить самые крупные фонды, то на остальные пришлось намного меньше чем по 46 тыс. чеков. Существовали и фонды-малютки, возможности которых в получении прибыли были весьма ограниченны.

Акционирование с помощью приватизационных чеков (ваучеров) позволяло привлекать крупные иностранные капиталы. Приток иностранного капитала нарастал и уже достиг 10% от объема всех инвестиций в приватизируемые объекты. Среди отраслей, в которые западные инвесторы предпочитают вкладывать свои средства, следует отметить топливно-энергетический комплекс, лесную. пищевую промышленность, строительство и производство стройматериалов, здравоохранение. Зарубежные предприниматели уже вложили в приватизацию российских предприятий 2 млрд. долл.

В российской печати было высказано много опасений относительно негативного влияния ваучерной приватизации на инфляцию, но жизнь их не подтвердила. Несмотря на наращивание темпов и масштабов ваучеризации, инфляция в стране стала заметно снижаться. После ежемесячного прироста в июле-сентябре 1993 г. розничных цен на 26-27% в ноябре-декабре она снизилась до 12%, а в 1997 г. прирост розничных цен за весь год составил всего 11%. Зато твердо можно говорить о том, что сама ваучерная приватизация оказалась лучше защищена от инфляции, чем приватизация за деньги, поскольку ваучеры и имущество приватизируемых предприятий оценивались не в рыночных ценах, а по номиналу и балансовой стоимости.

Подняться наверх : Назад : Далее



Hosted by uCoz