Home > Бизнес > Мировая Экономика > Прогноз

Прогноз

Выступая в октябре 1993 г. в Москве на конгрессе "Приватизация в России", первый заместитель Госкомимущества РФ А. Иваненко заявил, что, когда будет приватизировано более 50% государственного имущества, Россия перейдет к капиталистическому способу производства, к экономике, основанной на частной собственности. Это заявление говорит о том, что, во-первых, Россия честно и убежденно идет по пути приватизации государственной собственности, во-вторых, в этой области достигнуты реальные успехи.

Вместе с тем специалистам еще предстоит разобраться в том, что же реально произошло и как можно объективно оценить процесс приватизации в России.

1. Приватизация - несомненный центральный пункт проводимых в России экономических реформ. И вместе с реформами она испытала на себе все противоречия и изгибы, связанные не только с трудностями самого процесса приватизации, но и с перипетиями политической борьбы, согласований, уступок и компромиссов. Велики были и есть силы сопротивления. И ныне Государственная Дума делает все, чтобы не только приостановить процесс приватизации, но и повернуть его вспять.

2. Обычные разговоры о целях и методах приватизации, о ее народном характере и т. д. скрывают главную суть. А она состоит в перераспределении государственной собственности в пользу следующих групп:
- директора заводов;
- чиновники госаппарата, министерская номенклатура;
- политическая номенклатура (партии, движения, фонды и т. д.);
- субъекты Федерации;
- трудовые коллективы;
- внешние акционеры.

Приватизация привела к резкому изменению как юридических отношений собственности, так и связей между основными социальными группами населения страны. Образовались новые социальные слои, которые не заинтересованы в возврате к прошлому и ориентированы на высокую эффективность экономики и развитие демократии в обществе.

3. В процессе приватизации в России подавляющее значение получает акционирование государственных предприятий, что означает лишь коллективизацию промышленности без персонифицированного собственника. Это лишь первый (хотя во многих случаях и необходимый) шаг к приватизации, вслед за которым собственность будет перераспределяться, акции - перепродаваться, пока не появится настоящий собственник. Владение акциями еще не делает акционера собственником данного предприятия. Третий этап приватизации и призван решить эти проблемы.

4. Процесс приватизации должен быть органически связан с массовым банкротством, скупкой нерентабельных предприятий и с борьбой против монополизации. Однако ни того ни другого в России пока не происходит. В настоящее время около половины промышленных предприятий в стране убыточны.

5. Приватизация в России порождает разгул коррупции и преступности. Практически она идет не снизу, а сверху, государство часто сохраняет свой контроль над приватизированными предприятиями, государственные чиновники и различного рода теневые структуры не без успеха пытаются нажиться на этом процессе. Слабость новых финансовых институтов (банки, инвестиционные фонды и фирмы), неразвитость рыночной инфраструктуры вообще грозят восстановлением государственного бюрократического контроля как в Центре, так и на местах. Там, где мало рынка, возникает много бюрократии. По существу, к этому результату правительство толкает и оппозиция.

6. В России слабо разработана система частного права. Без серьезной и детально разработанной правовой основы ошибки и издержки в дальнейшем развитии приватизационного процесса неизбежны.

7. Реальная и надежная приватизация может быть осуществлена в России лишь с широким участием западных фирм. Российским приватизируемым предприятиям нужны не отдельные западные советники, а целые команды зарубежных менеджеров, инвесторов и консультантов. Последние должны быть заинтересованы в своей помощи России.

8. Российских реформаторов часто упрекают в том, что они все хотят делать быстро, не считаясь с социальными последствиями. Но с точки зрения исторической тенденции ясно одно: в конкретных российских условиях любая, даже самая несовершенная, но осуществляемая рыночная реформа лучше самой идеальной, но отложенной на потом. Решающим стал фактор времени. Слишком сильна тяга к возврату в прошлое, пусть даже частично. Слишком непроста и политическая обстановка в стране. Поэтому и реформу, и приватизацию надо делать решительно, квалифицированно и, по возможности, быстро, грамотно и радикально.

9. Ход приватизации в России свидетельствует о необходимости серьезного участия в этом процессе государства. Это участие необходимо не только в создании само финансирующихся финансово-промышленных групп, но и в поддержке и более грамотном направлении всего процесса большой и массовой приватизации. Опыт показывает, что после акционирования на предприятиях почти ничего не делается для приведения в соответствие их внутренней организации и управления новому статусу. Появление нового собственника - это не конец, а начало приватизации. Здесь требуется целый комплекс организационно-экономических преобразований на самих предприятиях. Роль государства в данном случае должна проявиться в том, чтобы содействовать развитию консалтинговых услуг, договорного процесса, подготовке кадров, распространению информации и т. д., причем частично на коммерческой основе. Иными словами, государство должно организационно обеспечивать перевод пост социалистической экономики на рыночные рельсы.

10. В целом можно заключить, что приватизация в России осуществляется неплохо. Конечно, имеются серьезные недостатки, но главное в том, что прогресс налицо и его маховик продолжает раскручиваться, хотя и с замедлением. Приватизация делает предприятие свободным и ответственным, способным на инициативу, на нововведения, поиск и организацию новых рынков, повышение качества своей продукции, экономию ресурсов.

В России приватизация принципиально отлична от приватизации на Западе, в странах с развитой рыночной экономикой. Здесь совсем еще недавно была практически 100%-ная государственная, т. е. ничейная или чиновничья, собственность. Переход от государственной собственности к частной в России означает не просто смену собственности, а создание (или воссоздание) реальной собственности, разрушенной и вытравленной из сознания народа. Здесь не было ни рынка капитала, ни рынка труда, ни банкротств, ни рыночной инфраструктуры. Поэтому цель приватизации и состоит в создании экономически независимых, берущих на себя всю ответственность и риск частных предприятий, которые должны стать основой рыночной экономики. Государство играет огромную роль в приватизационном процессе, и есть опасность как насильственной приватизации и деприватизации, так и коррупции чиновников. Этому в свое время способствовала заниженная оценка приватизируемого имущества. Другим недостатком приватизационного процесса в России является отсутствие региональных программ с учетом специфики приватизации в отдельных районах огромной страны.

11. После приватизации бывшие государственные предприятия, как правило, начинают работать лучше, приносят прибыль, рабочие получают заметные приращения к заработной плате. Весной 1996 г. эксперты Москвы и Санкт-Петербурга провели сравнительный анализ экономических результатов работы предприятий различных форм собственности. Обследование 2438 предприятий в 8 отраслях промышленности показало, что по всем основным показателям приватизированные предприятия значительно опережают государственные. При этом чем меньше доля государства в предприятии, тем выше его финансово-экономические показатели. По общему показателю экономической эффективности отрыв увеличивается с течением времени.

Тем не менее принятая в России схема приватизации далеко не идеальна. Она является плодом компромиссов и политической борьбы. Никакой социальной справедливости или равенства она в себе не несет. Однако это рабочая схема, и ее реализация на практике уже дала в целом неплохой результат. Практически завершена малая приватизация. Большая приватизация будет еще совершаться долго и болезненно. Контрольные пакеты акций на акционированных предприятиях и фирмах еще долгие годы будут переходить из рук в руки, пока не установится оптимальная структура собственности. Формально уже превзойден 50%-ный рубеж в приватизации экономики. Но это лишь первый рубеж довольно длительного процесса, за которым последуют другие. И еще десятилетия удельный вес частного сектора в экономике России будет ниже, чем в экономике стран Запада.

Не исключено, что в ближайшее время пройдет первая волна банкротств - своего рода санация современного производства и важный фактор положительных структурных сдвигов в экономике. Она вызовет рост массовой безработицы - тоже нормальный фактор развития нормального рыночного хозяйства. Однако вряд ли следует опасаться ее больших размеров: в России слишком велики возможности создания новых рабочих мест и выплаты заработной платы тем, кто в других странах получает пособие по безработице.

За первым этапом приватизации уже последовали второй и третий, связанные с появлением реальных собственников, обладающих необходимыми ресурсами. В их числе, как правило, оказываются российские коммерческие структуры, созданные в основном на частной основе, а также директора или реальные руководители уже приватизированных предприятий; иностранные инвесторы как прямо, так и через различного рода посредников; российские структуры, созданные на базе государственной собственности, уже прошедшие приватизацию и выжившие после нее. Иными словами, происходит "капитализация" общества, формирование структуры собственности и населения западного образца. Однако для нормального развития этого процесса Россия нуждается в политической стабилизации, укреплении президентской власти и надежном Правовом и политическом обеспечении продолжения уже начатых реформ.

Подняться наверх : Назад



Hosted by uCoz