Home > Бизнес > Мировая Экономика > Малая приватизация

Малая приватизация

В 1993 г. малой приватизацией было охвачено 63% всех имеющихся объектов по этому приватизационному блоку. Здесь процесс приватизации уже вышел практически на финишную прямую.

Начнем с итогов 1992 г., потому что именно тогда, по существу, и развернулась малая приватизация. На конкурсах и аукционах было продано предприятий розничной торговли - 38%; объектов оптовой торговли - 34,5; предприятий общественного питания - 21,7; бытового обслуживания - 39,8.

Всего число объектов, проданных в 1992 г. в рамках малой приватизации, превысило 28 тыс. Эти цифры ниже тех, которые намечались Госкомимуществом. Однако в результате этой приватизации денег получено больше, чем рассчитывалось заранее. В 1993 г. частными стали 59,4% предприятий бытового обслуживания и 57,2% - торговли. Вплотную к ним подошла приватизация малых предприятий в легкой, пищевой промышленности и промышленности стройматериалов - соответственно 56,5; 55,5; 50,8%.

К 1996 г. малая приватизация в России практически состоялась. Она охватила предприятия с численностью работников до 200 чел. и стоимостью основных фондов до 1 млн руб. (в старых ценах). Открытая продажа таких предприятий на аукционах и конкурсах, во-первых, позволяет сразу же определить их реальную рыночную стоимость, во-вторых, дает возможность покупателям конкурировать друг с другом. Но самое главное заключается в том, что малая приватизация достаточно определенно сознает реального собственника, а именно физическое лицо, купившее данное малое предприятие. Таким лицом (или лицами) могут быть также один или несколько работников данного предприятия. После продажи предприятия частному владельцу все его работники получают 10% дохода, вырученного от продажи. Принцип продажи закладывается как основной принцип всей малой приватизации вообще.

Сначала предполагалось, что малая приватизация завершится к концу 1992 г. Однако она не завершилась практически до 1996 г. В целом малая приватизация, несмотря на пролонгацию первоначально намеченных сроков ее реализации, осуществлялась сравнительно легко, и особых разногласий среди партий и политических движений не возникало (не считая сопротивления принципиальных противников частной собственности, сторонников возврата к старой распределительной системе, основанной на государственной собственности). Она не затрагивала интересов ВПК или "директорского корпуса".

Поскольку купля-продажа, как правило, проходила на торгах, то проблема оценки имущества и назначения стартовой цены серьезно упрощалась. При этом фактор нехватки или даже отсутствия денег для нормального выкупа не был главным. Практически почти всегда удавалось собрать нужную сумму. Конфликты обычно возникали по социальному вопросу: кто будет покупателем, "свой" или "чужой", кто станет инвестором в приватизированном малом предприятии. Проходившая в печати пропаганда некоторыми специалистами неплодотворной идеи бесплатной приватизации или узурпации государственной собственности трудовым коллективом за символическую цену, а также приоритета прав собственности коллектива лишь усугубляла эти конфликты.

Тем не менее и в малой приватизации имело место акционирование, а не купля-продажа. Более того, трудовые коллективы, используя аренду с выкупом и все более адаптируясь к процедуре конкурсов и акционирования, постепенно расширяли свою долю среди приватизированных предприятий. По данным на 1 апреля 1993 г., покупателями более чем 2% приватизированных малых предприятий являлись трудовые коллективы. Особенно заметен был сдвиг в пользу трудовых коллективов в торговле и общественном питании, т. е. в тех отраслях, где аренда стала наиболее активным способом приватизации.

Необходимо отметить стремление властных структур на местах вести малую приватизацию с учетом своих интересов и удерживать под своим управлением значительную часть акционированных малых предприятий. По мере же расширения прав регионов, что предусмотрено в Государственной программе приватизации, эта тенденция, скорее всего, усилится. Действующие принципы формирования совета директоров вновь создаваемых акционерных обществ дают возможность реального захвата контроля в них местными властями. До 20% голосующих акций находятся у местного фонда имущества, представитель которого вместе с представителем местных властей входит в совет директоров наравне с генеральным директором и представителем трудового коллектива.

Следует иметь в виду и то обстоятельство, что в России новое налоговое законодательство предусматривает уникальную льготу для малой приватизации. В пакете законов о налогах имеется Закон об инвестиционном налоговом кредите, который могут получить приватизирующиеся малые предприятия. Он позволяет уменьшить сумму налоговых выплат на сумму процентов за кредит, полученный для выкупа всего или части имущества предприятия. Погашать же налоговый кредит можно в течение 5 лет.

Подняться наверх : Назад : Далее



Hosted by uCoz